История жизни выдающегося советского ракетостроителя

Сергей Павлович Королёв известен в нашей стране и во всем мире как один из основоположников практической космонавтики. Он был генератором многих новаторских идей и организатором выдающихся конструкторских коллективов в области ракетно-космической техники.

Но далеко не все знают, что Сергей Павлович в своё время был студентом МВТУ им. Н.Э. Баумана.

Родившись в глубинке Российской империи, в г. Житомире, 30 декабря 1906 г. по старому стилю (12 января 1907 г по новому стилю), он с 3-летнего возраста воспитывался бабушкой и дедушкой и в 1916 году поступил в гимназию в Одессе. Но Октябрьская революция внесла коррективы в его жизнь, как и во многие другие. Гимназию закрыли, и юноша отучился в строительной профшколе. А открывшийся в Одессе отряд гидросамолетов способствовал увлечению воздухоплаванием. Позднее, в 1923 году, Сергей стал членом вновь образованного общества воздухоплавания Украины и Крыма и начал усиленно заниматься в одном из его планерных кружков.

В 1924 г. С.П. Королёв поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. Всего за 2 года он освоил общие инженерные дисциплины и стал настоящим спортсменом планеристом. В то время в Крыму, в Коктебеле, сложился некий клуб любителей-планеристов.

Осенью 1926 г. Сергей перевёлся на аэромеханический факультет в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. Так в тот момент назывался наш МГТУ им. Н.Э. Баумана. Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого авиаконструктора Андрея Туполева, читавшего студентам вводный курс по самолётостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Королёва и в дальнейшем считал его одним из лучших своих учеников. Во время учёбы в Москве Сергей был хорошо известен как молодой и перспективный авиационный конструктор, опытный планерист. Начиная с 4-го курса, он совмещал учёбу и работу в конструкторском бюро. В эти годы им были созданы планеры «Коктебель», «Красная звезда», самолёт СК-4. «Красная звезда» стал первым в СССР летательным аппаратом, специально спроектированным для выполнения фигур высшего пилотажа, а легкомоторный самолёт СК-4 был разработан Королёвым в качестве дипломного проекта под руководством А.Н. Туполева. Проект успешно защищён в 1929 году.

Огромное значение на жизнь и работу Сергея Королёва оказали труды К.Э. Циолковского. По некоторым версиям имела место и личная встреча двух великих учёных, состоявшаяся в Калуге в 1929 г., согласно которым Королёв заглянул к Циолковскому по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление и фактически определила его судьбу.

Циолковский потряс меня своей непоколебимой верой в возможность космоплавания
Сергей Павлович Королёв

В 1931 году совместно с Ф.А. Цандером Королёв участвовал в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которую возглавил в мае 1932 года. Под его руководством запущены первые советские ракеты на гибридном топливе «ГИРД-09» (август 1933 г.) и на жидком топливе «ГИРД-10» (ноябрь 1933 г.). Далее он стал главным инженером (1933 г.), заместителем начальника Реактивного научно-исследовательского института, начальником отдела крылатых ракет (1934 г.), начальником группы ракетных аппаратов (1937 г.).

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа С.П. Королёва под названием «Ракетный полёт в стратосфере». В той книге он предупреждал, что ракета является очень серьёзным оружием. Образец книги он отправил и К.Э. Циолковскому, который назвал её «содержательной, разумной и полезной». Уже тогда Сергей Павлович мечтал как можно более плотно заняться постройкой ракетоплана.

Его задумкам не суждено было тогда осуществиться из-за ареста по ложному обвинению во вредительстве в июне 1938 года. Королёв был осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР.

Освобождение Королёва было связано с амнистией, которую проводил Л.П. Берия. Став в январе 1939 г. министром НКВД, он обнаружил, что огромное количество учёных и конструкторов невинно осуждены. В это время руководство СССР понимало, что войны с Гитлером не избежать, а лучшие учёные и конструкторы оружейных систем находились за решёткой. Для максимально быстрого освобождения этих людей из тюрем и лагерей, Берия создал, так называемые, «шарашки» – закрытые тюрьмы и лагеря, где учёные работали по своей тематике в нормальных бытовых условиях, но за решёткой. И во время этой работы их сфабрикованные дела постепенно пересматривались и люди освобождались.

В такую московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29 и был переведён Королёв после освобождения из лагеря. Здесь Королёв под руководством А.Н. Туполева принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, основных наших бомбардировщиков во время Великой Отечественной войны.

Одновременно Королёв разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. В 1942 году С.П. Королёв был переведен в ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого состоялся в октябре 1943 года.

В 1944 году С.П. Королёв был досрочно освобождён по личному указанию Сталина и только в 1957 году реабилитирован. Несмотря на все лишения и трудности Сергей Павлович не потерял своей увлечённости «строить ракеты и летать на них».

После завершения Великой Отечественной войны, во 2-й половине 1945 г. в составе группы специалистов он был отправлен в Германию, где занимался изучением немецкой ракетной техники, разрабатываемой во время войны генеральным конструктор, генералом СС Вернером фон Брауном.

На острове Пенемюнде, где гитлеровцы производили свои ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2, остались только специалисты второго плана и часть оборудования и образцов ракет. Всё, что удалось собрать специальной группе под руководством Королёва, было вывезено в район подмосковного Калининграда (сейчас г. Королёв), где и было положено начало ракетным успехам нашей страны.

В августе 1946 г. Королёв приступил к работам над задачей, поставленной Правительством СССР: разработать аналоги немецкой техники. Дело в том, что ФАУ-1 была первой в мире баллистической ракетой, а ФАУ-2 – первой в мире крылатой ракетой.

Создание таких изделий было для страны вопросом выживания. Дело в том, что США, имея на вооружении атомные бомбы двух типов (которыми они бомбили японские города Хиросима и Нагасаки), уже в 1946-47 годах планировали сбросить атомные бомбы на города Советского Союза. Эти бомбы могли быть сброшены со стратегических бомбардировщиков, которых не было в СССР. При этом США планировали после нанесения ядерных ударов отсидеться за океаном.

Именно поэтому в 1947 появилось новое Постановление Правительства о создании баллистической ракеты с большей дальностью полета – до 3 тыс. км. Задачей такой ракеты был наш ядерный ответ в случае агрессии со стороны США.

В период с 1948 по 1957 гг. Сергей Павлович проводил лётно-конструкторские испытания и совершенствование первой и последующих советских баллистических ракет. Первую такую ракету Р7 можно увидеть на постаменте при въезде в город Королёв со стороны Ярославского шоссе. Задача создания нашего ответа на американское нападение была успешно решена КБ Королёва и заводами ракетной промышленности. Но «семёрка», как её тогда называли в отрасли, смогла решить и другие задачи, сделавшие нашу страну пионером в покорении космоса.

4 октября 1957 года спроектированная Королёвым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник Земли. С этого дня берёт своё начало эра практической космонавтики.

12 апреля 1961 года был произведен первый успешный запуск космического корабля Восток-1 с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. С этого полёта, которого не было бы без Королёва, началась эра пилотируемой космонавтики.

А в 1965 году под его руководством Алексеем Архиповичем Леоновым был осуществлен первый выход человека в открытый космос.

Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял С.П. Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые экземпляры межпланетных разведчиков серии «Зонд». С.П. Королёв воспитал множество талантливых учёных и инженеров.

С.П. Королёв был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1956, 1961), награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта». В 1957 году он стал лауреатом Ленинской премии.

Сергей Королёв скончался в Москве 14 января 1966 года в результате неудачно проведенной операции по резекции желудка. Его прах захоронен в Кремлевской стене за Мавзолеем В.И. Ленина на Красной площади.

С.П. Королёв навсегда вошёл в историю нашей страны и в целом мировой космонавтики. Его имя, как одного из основоположников практической космонавтики, присвоено крупнейшему образованию (талассоиду) на обратной стороне Луны.

Источники фото:
https://great-peoples.ru/korolyov-sergej-pavlovich
https://fotostrana.ru/public/post/235888/2313528901/
https://strana-rf.mirtesen.ru/blog/43844841936/Gordost-bolshoy-stranyi.Velikiy-sovetskiy-konstruktor-Sergey-Pav
http://фото.сжр.рф/gagarin

Полезные ресурсы