Николая Егоровича Жуковского называют отцом русской авиации. Он был учёным-механиком, основоположником гидро- и аэродинамики, членом-корреспондентом Императорской академии наук, заслуженным профессором сразу нескольких высших учебных заведений: Московского университета, Императорского Московского технического училища (в дальнейшем, МВТУ), академии коммерческих наук, инженерного училища ведомства путей сообщения. Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука.
Николай Егорович родился 5 [17] января 1847 в небольшом селе Орехово во Владимирской губернии. Его отец был высокообразованным военным инженером. Сын планировал пойти по стопам отца – стать инженером-путейцем. Но жизнь распорядилась иначе, и, окончив 4-ю московскую гимназию с серебряной медалью, в 1864 году Николай без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета. В 1868 году Жуковский окончил специальность прикладная механика и после неудачной попытки обучаться в Петербургском институте путей сообщения занял освободившееся место преподавателя физики во 2-й московской женской гимназии. В 1871 году он сдал магистерские экзамены, и с 1872 года связал свою жизнь с ИМТУ (МВТУ), когда был утверждён преподавателем математики, а затем и механики.
В 1902 году он руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино под Москвой.
В высшем техническом училище в 1908 году Жуковский создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание аэродинамической лаборатории в училище.
В 1916 году Николай Егорович возглавил расчётно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории Московского технического училища, в котором разрабатывались методы аэродинамического расчёта и расчёта прочности самолётов.
При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в Институт инженеров Красного воздушного флота (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Профессиональная карьера и научная деятельность Николая Егоровича Жуковского складывались вполне успешно. За годы активной научной работы он стал кавалером многих российских государственных орденов, а также действительным статским советником, членом-корреспондентом Российской академии наук.
Жуковского называют «отцом русской авиации» совершенно обоснованно. Его исследования стали базовыми для дальнейших открытий в истории воздухоплавания. Николай Егорович разработал оптимально экономичные способы горизонтального полёта; сформулировал теорему о количественной величине подъёмной силы крыла самолета; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта. Он разработал математический аппарат для решения задач обтекания крыла; установил закон распределения скорости у лопасти винта, ставший теоретической основой для проектирования воздушных винтов.
Результаты исследований Н.Е. Жуковского отражены в его многочисленных научных трудах (более 200). В научно-технической библиотеке МГТУ им. Н.Э. Баумана можно ознакомиться с некоторыми из них.
В наши дни мы можем соприкоснуться с памятными местами «отца русской авиации», путешествуя по России:
Николаю Егоровичу Жуковскому установлены памятники:
Образ Николая Егоровича увековечен в фильмах:
Имя Н. Е. Жуковского присвоено:
Вся деятельность одаренного русского ученого Николая Егоровича Жуковского была направлена на решение научно-практических задач в области механики и аэродинамики. Благодаря его активной наставнической деятельности была воспитана плеяда молодых инженеров, изобретателей. Именно его исследования научили человека летать.
Источники фото:
https://um.mos.ru/personalities/zhukovskiy_nikolay_egorovich/
http://fly-history.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st019.shtml