Николай Егорович Жуковский

Николая Егоровича Жуковского называют отцом русской авиации. Он был учёным-механиком, основоположником гидро- и аэродинамики, членом-корреспондентом Императорской академии наук, заслуженным профессором сразу нескольких высших учебных заведений: Московского университета, Императорского Московского технического училища (в дальнейшем, МВТУ), академии коммерческих наук, инженерного училища ведомства путей сообщения. Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука.

Николай Егорович родился 5 [17] января 1847 в небольшом селе Орехово во Владимирской губернии. Его отец был высокообразованным военным инженером. Сын планировал пойти по стопам отца – стать инженером-путейцем. Но жизнь распорядилась иначе, и, окончив 4-ю московскую гимназию с серебряной медалью, в 1864 году Николай без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета. В 1868 году Жуковский окончил специальность прикладная механика и после неудачной попытки обучаться в Петербургском институте путей сообщения занял освободившееся место преподавателя физики во 2-й московской женской гимназии. В 1871 году он сдал магистерские экзамены, и с 1872 года связал свою жизнь с ИМТУ (МВТУ), когда был утверждён преподавателем математики, а затем и механики.

В 1902 году он руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино под Москвой.

В высшем техническом училище в 1908 году Жуковский создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание аэродинамической лаборатории в училище.

В 1916 году Николай Егорович возглавил расчётно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории Московского технического училища, в котором разрабатывались методы аэродинамического расчёта и расчёта прочности самолётов.

При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в Институт инженеров Красного воздушного флота (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

Профессиональная карьера и научная деятельность Николая Егоровича Жуковского складывались вполне успешно. За годы активной научной работы он стал кавалером многих российских государственных орденов, а также действительным статским советником, членом-корреспондентом Российской академии наук.

Жуковского называют «отцом русской авиации» совершенно обоснованно. Его исследования стали базовыми для дальнейших открытий в истории воздухоплавания. Николай Егорович разработал оптимально экономичные способы горизонтального полёта; сформулировал теорему о количественной величине подъёмной силы крыла самолета; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта. Он разработал математический аппарат для решения задач обтекания крыла; установил закон распределения скорости у лопасти винта, ставший теоретической основой для проектирования воздушных винтов.

Результаты исследований Н.Е. Жуковского отражены в его многочисленных научных трудах (более 200). В научно-технической библиотеке МГТУ им. Н.Э. Баумана можно ознакомиться с некоторыми из них.

В наши дни мы можем соприкоснуться с памятными местами «отца русской авиации», путешествуя по России:

  1. Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского в городе Москве основан в 1956 году. Экспозиция расположена в красивом старинном особняке, состоящем из двух частей восемнадцатого и девятнадцатого веков. Здесь в 1915 году открылись теоретические курсы авиации, а в 1918 году начал свою работу ЦАГИ. И именно здесь Николай Егорович работал над своими изобретениями. В музее собраны уникальные экспонаты: подлинные рукописи научных трудов и документы биографического характера, в том числе переписка ученого с родными, личные библиотеки Н. Е. Жуковского и его учеников, а также мемориальные вещи.
  2. Мемориальный Дом-музей усадьба Н.Е. Жуковского в селе Орехово, исторический памятник Владимирской области. Это замечательная дворянская усадьба с более чем двухсотлетней историей, с практически не нарушенным временем ландшафтом и усадебным ансамблем, располагающимся в природном уголке поразительной красоты. Вся жизнь ученого тесно связана с этим уголком. Здесь он родился и рос, сюда приезжал гимназистом, потом студентом физико-математического факультета Московского университета, здесь он отдыхал во время своих отпусков, когда преподавал в МВТУ и МГУ. И именно в Орехове Николай Егорович создал множество своих научных трудов.

Николаю Егоровичу Жуковскому установлены памятники:

  • бюст на территории Кучинского аэродинамического института;
  • монумент около одноименного Харьковского авиационного института;
  • бюст на Воробьевых горах рядом с МГУ;
  • памятник в городе Жуковском Московской области (автор и скульптор – Г. М. Тоидзе, архитектор – Б. И. Тхор), 1969 г.;
  • бюст перед зданием Петровского путевого дворца на Ленинградском проспекте в Москве (автор – Г. В. Нерода, архитектор – И. А. Француз), 1959 г.;
  • бюст у входа в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в Воронеже, 2017 г.

Образ Николая Егоровича увековечен в фильмах:

  • «Жуковский» (в главной роли Юрий Юровский), 1950 г.;
  • «Талант» (в роли Пётр Глебов), 1977 г.;
  • «Поэма о крыльях» (в роли Николай Анненков), 1979 г.

Имя Н. Е. Жуковского присвоено:

  • городу Жуковскому Московской области;
  • Центральному аэрогидродинамическому институту (г. Жуковский);
  • Военно-воздушной инженерной академии (г.Москва);
  • Харьковскому авиационному институту;
  • Омскому авиационному техникуму;
  • кафедре теоретической механики (ФН-3) МГТУ им. Н. Э. Баумана;
  • кратеру на обратной стороне Луны;
  • проспекту и микрорайону «посёлок Жуковского» в Харькове, где расположен знаменитый ХАИ, также носящий его имя;
  • лайнеру Airbus A321 (VQ-BEF) авиакомпании «Аэрофлот»;
  • Брянскому строительному колледжу;
  • премии за наилучшие труды по математике и механике, учреждённой в 1920 году;
  • стипендии для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана (1947 г.).

Вся деятельность одаренного русского ученого Николая Егоровича Жуковского была направлена на решение научно-практических задач в области механики и аэродинамики. Благодаря его активной наставнической деятельности была воспитана плеяда молодых инженеров, изобретателей. Именно его исследования научили человека летать. 

Источники фото: 
https://um.mos.ru/personalities/zhukovskiy_nikolay_egorovich/
http://fly-history.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st019.shtml 

Полезные ресурсы