Владимир Григорьевич Шухов

Шухов Владимир Григорьевич – выпускник Московского Императорского технического училища, инженер, архитектор, изобретатель, ученый, один из самых талантливых, разносторонних и продуктивных людей в истории отечественной науки и техники.

Владимир Григорьевич родился 28 августа 1853 года в г. Грайворон Курской губернии (сейчас Белгородской области) в небогатой дворянской семье. Володя, воспитываясь бабушкой вместе с сестрой, рано научился читать и с детства проявлял интерес к конструированию: устраивал возле дома фонтан, строил маленькую действующую водяную мельницу на ручье. Серьезное же увлечение естественными науками началось после посещения обсерватории академика — астронома Карла Кнорре, куда в 1860 году Григорий Петрович Шухов взял с собой детей.

В 1863 году Владимир Шухов поступил в Пятую Санкт-Петербургскую гимназию, где проявились его способности к точным наукам, особенно к математике. Так, в 13 лет он нашёл собственное оригинальное доказательство теоремы Пифагора. После гимназии в 1871 году Владимир по совету отца поступил на инженерно-механическое отделение передового учебного заведения того времени Императорского Московского технического училища (сейчас МГТУ им. Н.Э. Баумана) «казённокоштным» студентом, выдержав серьёзный конкурс.

Среди его преподавателей были знаменитый математик Алексей Летников, ученый в области механики железнодорожного транспорта Дмитрий Лебедев, основоположник современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский. Они требовали от студентов безукоризненного знания физики и химии, математики и архитектуры. Владимир Шухов был усердным учеником: читал дополнительную литературу, с увлечением работал в мастерских училища. В 1874 году он создал свое первое ценное практическое изобретение. Это была паровая форсунка для сжигания жидкого топлива. Эта небольшая деталь сделала процесс более безопасным, удобным и экономичным.

В 1876 году Шухов окончил училище с золотой медалью. Николай Жуковский предложил ему вместе преподавать и заниматься наукой, а известный математик Пафнутий Чебышев пригласил работать в Петербургский университет. Однако Шухова не привлекали теоретические исследования, он мечтал заниматься изобретательством. «Я человек жизни», — говорил он, поэтому и решил стать инженером-практиком.  В том же году Владимир Шухов, как лучший выпускник императорского училища, отправился на год в США в составе научной делегации для ознакомления с достижениями промышленности.

При посещении Всемирной выставки Шухов познакомился с американским инженером русского происхождения Александром Вениаминовичем Бари, заведовавшим «металлическими работами» при строительстве павильонов готовящейся выставки и получившим за них Гран-При и золотую медаль,  а в дальнейшем оказавшим россиянам помощь в знакомстве со страной, в закупке оборудования, инструментов и образцов изделий для мастерских технического училища.

По возвращении в Россию, Владимир Григорьевич начал служить в управлении Варшавско — Венской железной дороги начальников чертежного бюро, где проектировал паровозные депо, параллельно посещая вольнослушателем Военно — медицинскую академию. Позже инженер говорил, что два года изучения медицины дали ему бесценный опыт знакомства с самой совершенной «конструкцией», которую создала природа, — человеческим организмом.  А дальше судьба снова свела молодого инженера с Александром Бари, с которым он проработал почти 40 лет.

Научные и инженерные интересы Владимира Шухова охватывали многие области. Он внес огромный вклад в развитие нефтяной отрасли и тепловых машин, в создание строительных и инженерных конструкций. Вот далеко неполный список его разработок:

  • первый нефтепровод в Российской империи;
  • первые в мире цилиндрические резервуары — нефтехранилища;
  • форсунка для промышленного сжигания мазута;
  • базовые принципы расчета и строительства цилиндрических стальных резервуаров на песчаных подушках и обоснование их оптимальности;
  • основы классической теории нефтепроводов, используемые по настоящее время;
  • процесс крекинга для разделения нефти на фракции (для получения керосина, моторного масла, солярки, мазута, бензина);
  • установка термического крекинга нефти;
  • метод подъема нефти с помощью сжатого воздуха — эрлифт;
  • новый водотрубный паровой котёл в горизонтальном и вертикальном исполнении;
  • оригинальные конструкции газгольдеров и типовые проекты хранилищ природного газа ёмкостью до 100 тысяч м³;
  • первые в мире гиперболоидные конструкции и металлические сетчатые оболочки строительных конструкций (перекрытия общественных зданий и промышленных объектов, водонапорных башнях, морских маяках, мачтах военных кораблей и опорах линий электропередач, радиобашни).

Шуховские башни в Москве и на Оке являются уникальными памятниками архитектуры русского авангарда. Последним крупным достижением В. Г. Шухова в области строительной техники стала работа по восстановлению после землетрясения древнего медресе Улугбека в Самарканде в 1932 г. Совместно с архитектором М. Ф. Мауэром Шухов выпрямил «падающий» восточный минарет. Эта уникальная операция имела резонанс во всём мире.

Хотя Шухова отличала потрясающая работоспособность и увлечённость своими инженерными проектами, работа отнюдь не занимала всё время его жизни. У него была жена и пятеро детей. Он увлекался оперой, театром, шахматами. Достаточно серьёзно занимался велоспортом, был победителем городских соревнований. Самым главным его увлечением была фотография (в том числе стереоскопическая фотосъёмка).

Владимир Григорьевич Шухов скончался от последствий несчастного случая в возрасте 85 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Все права на свои изобретения и все гонорары Владимир Григорьевич передал советскому государству. 

Наши современники знают фамилию Шухова по таким его «детищам», как Радиобашня на Шаболовке (Шуховская башня), покрытия Пушкинского музея, Бахметьевского гаража, Московского главпочтамта, перекрытия залов и дебаркадера Киевского вокзала.

Владимира Грирьевича Шухова называли «человек-фабрика» и «русский Леонардо». Сейчас его имя носят Белгородский государственный технологический университет, международный аэропорт в Белгороде, улица в Москве, улицы в Туле, Сызрани, Старом Осколе, парк и школа в г. Гайвороне, аудитория в Московском архитектурном институте и Золотая медаль, присуждаемая за инженерные достижения, астероид Владишухов, открытый в 1978 г.

Полезные ресурсы
Полезные ресурсы