заведующий кафедрой,
кандидат технических наук, доцент
Тел: +7 (4842) 70-24-26
Расположение кафедры:
ул. Университетский Городок, зд.1/3, каб. 1.48-1.50
Контактная информация:
Почтовый адрес: 248000, г. Калуга, ул. Баженова, 2
+7 (4842) 70-24-26, +7 (991) 328-29-87
Кафедра «Тепловые двигатели и гидромашины» является выпускающей и осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров по следующим уровням высшего образования:
Бакалавриат
13.03.03 – Энергетическое машиностроение
по профилю «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели».
Нормативный срок освоения: 4 года.
Присваиваемая квалификация: академический бакалавр.
13.03.03 – Энергетическое машиностроение
по профилю «Энергообеспечение предприятий».
Нормативный срок освоения: 4 года.
Присваиваемая квалификация: академический бакалавр.
Магистратура
13.04.03 - Энергетическое машиностроение
по профилю «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели».
Нормативный срок освоения: 2 года.
Присваиваемая квалификация: магистр.
Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура)
13.06.01 - Электро- и теплотехника
по профилю «Турбомашины и комбинированные турбоустановки».
Нормативный срок освоения: 4 года.
Присваиваемая квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.
15.06.01 – Машиностроение
по профилю «Гидравлические машины и гидропневмоагрегаты»
Нормативный срок освоения: 4 года.
Присваиваемая квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.
Кафедра «Тепловых двигателей и гидромашин» - одна из старейших кафедр Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В середине XX века в Калуге начали свою деятельность Калужский турбинный завод и Калужский опытно-моторный завод, продукция которых имела важнейшее значение в масштабах всего Советского Союза и экспортировалась во многие зарубежные страны. В связи с этим, возникла острая необходимость в квалифицированных инженерах – специалистах в области проектирования, изготовления и испытания паровых и газовых турбин, систем их управления.
Для решения этой задачи, в 1959 году в г. Калуге был открыт филиал лучшего в стране технического вуза – МВТУ им. Н.Э. Баумана, в состав которого входит кафедра «Турбостроение». На кафедре начинается подготовка инженеров-турбинистов по вечерней форме обучения, а с 1963 года и по дневной форме обучения. Научное руководство образовательным процессом осуществлялось кафедрой Э-3 «Турбостроение» головного вуза. В становлении учебного процесса принимали участие ведущие ученые МВТУ имени Н.Э. Баумана — академик РАН А.И. Леонтьев, профессор В.В. Уваров, профессор В.С. Бекнев, доцент Ю.М. Пчелкин и другие.
Как самостоятельное подразделение Калужского филиала МВТУ им. Н.Э. Баумана кафедра «Турбостроение» была сформирована в 1965 году и состояла из двух секций: «Турбостроение» и «Насосы и гидромашины». Первым заведующим объединенной кафедры стал канд. техн. наук, доцент Лев Васильевич Карцев.
С первых дней своего существования кафедра «Турбиностроение» активно совершенствовала учебный процесс, создавала материально-техническую базу для учебных и научно-исследовательских работ.
В 1976 году объединенная кафедра была разделена на две самостоятельных кафедры: «Турбиностроение» (К1-КФ) во главе с доцентом Г.М. Кочетовым и «Гидропневмоатоматика» (К2-КФ) во главе с профессором Ю.Е. Захаровым.
С 1985 г. по 2000 г. заведующим кафедрой К1-КФ был к.т.н., доцент А.А. Сидоров. С 2000 г. по 2008 г. кафедру возглавлял профессор А.К. Карышев. С 2008 г. кафедрой К1-КФ руководит к.т.н. доцент А.А. Жинов.
С 1979 по 1994 год заведующим кафедрой К2-КФ был к.т.н., доцент Е.А. Мусатов. С 1994 по 2001 год кафедрой заведовал к.т.н., доцент В.И. Мелащенко, а с 2001 по 2008 год заведующим кафедрой являлся д.т.н., профессор С.С. Панаиотти. С 2008 по 2014 год заведующим кафедрой был к.т.н., доцент А.А. Анкудинов. С 2014 по 2018 заведующим кафедрой являлся к.т.н., доцент В.В. Коротков.
С 1997 года на кафедрах ведется подготовка аспирантов. В 1998 году кафедра К1-КФ была переименована в кафедру «Тепловые двигатели и теплофизика», а кафедра К2-КФ – в «Гидромашины и гидропневмоавтоматика».
Несмотря на разделение, кафедры К1-КФ и К2-КФ оставались родственными, поддерживая дружеские и профессиональные связи.
С 2018 года кафедры К1-КФ «Тепловые двигатели и теплофизика» и К2-КФ «Гидромашины и гидропневмоавтоматика» в рамках реорганизации структуры управления КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана были объединены в кафедру М3-КФ «Тепловые двигатели и гидромашины». Заведующим кафедрой был избран к.т.н., доцент Жинов Андрей Александрович. Объединенная кафедра по-прежнему ведет подготовку высококвалифицированных кадров по образовательным программам: «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели» и «Энергообеспечение предприятий».
Кафедра тесно связана с промышленными предприятиями по учебной и научной работе. Студенты проходят производственную практику на предприятиях ПАО «КТЗ», ОАО «Калугатрансмаш», ОАО «КАДВИ», ЗАО НПВП «Турбокон», на газокомпрессорных станциях магистральных газопроводов ПАО «Газпром» и других предприятиях России.
За более чем полувековую историю кафедрой было подготовлено более 2000 специалистов в области турбостроения и гидропневмоавтоматики, которые работают на многих предприятиях Российской Федерации и за рубежом. Многие выпускники занимают руководящие и административные должности:
Кафедра проводит обучение по специальным дисциплинам направления подготовки «Энергетическое машиностроение»
В основе современной цивилизации лежит высокий уровень энергопотребления и развитая транспортная сеть. Благодаря этим двум факторам определяется высокий уровень жизни развитых стран, динамичное развитие экономики.
Высокая потребность в электрической энергии требует и соответствующих генерирующих мощностей. Для выработки электричества предназначены особые предприятия – электрические станции. Они бывают различных типов: тепловые, гидравлические, атомные, солнечные, приливные и ветроэлектростанции.
Более 80% электрической энергии вырабатывается на тепловых и атомных электрических станциях с помощью турбин.
Турбина (от лат. turbo - вихрь, вращение) – это двигатель непрерывного действия, в котором энергия сжатого и нагретого газа или пара преобразуется в механическую работу.
Турбина является сложным и дорогим устройством. Трудность её создания определяется главным образом чрезвычайной наукоемкостью: нельзя создать даже посредственную турбину, не обладая хорошими знаниями в таких областях науки, как механика, гидравлика, газодинамика, теория автоматического регулирования, не говоря уже о специальных дисциплинах. Поэтому не удивительно, что число стран, выпускающих турбины не превышает десяти. Производство турбин по силам лишь флагманам мировой промышленности. Турбины являются основной продукцией таких корпораций, как ПАО «Силовые машины», АО «ОДК» (Россия); Rolls-Royce (Великобритания), Siemens (Германия); Alstom (Франция); Mitsubishi (Япония), General Electric (США).
Производством турбин и другого основного и вспомогательного оборудования электростанций занимается особая отрасль машиностроения – энергетическое машиностроение.
Работа турбин любого типа была бы невозможна без такого оборудования как питательные, топливные и масляные насосы, пневматических и гидравлических систем управления.
Насос – это гидравлическая машина, преобразующая механическую энергию приводного двигателя в энергию потока жидкости. Разработаны и широко используются насосы более чем 50 видов, отличающихся принципом действия и конструкцией. О массовом применении насосов говорит следующее: около 25% всей вырабатываемой в мире электроэнергии расходуется на привод различных насосных установок!
Современные электростанции помимо выработки электрической энергии, обеспечивают теплом целые городские районы с многотысячным населением. Работу таких тепловых сетей обеспечивают также насосы, а в основе их работы и управления лежат гидравлические расчеты.
Традиционно, специалисты в области энергетического машиностроения также работают в структурных подразделениях ПАО «Газпром» – одного из крупнейших эксплуатантов газотурбинных установок в нашей стране.
Кафедра М3-КФ «Тепловые двигатели и гидромашины» ведет подготовку бакалавров и магистров по двум образовательным программам федерального образовательного стандарта 13.03.03 «Энергетическое машиностроение»:
За более чем полувековую историю, кафедрой накоплен богатый научный и педагогический опыт, проверены временем методики преподавания специальных дисциплин, налажена преемственность поколений профессорско-преподавательского состава, создана уникальная лабораторная база.
Особое внимание на кафедре уделяется преподаванию студентам современных методов расчета и проектирования – созданию твердотельных моделей деталей и узлов турбомашин и моделирование их напряженного состояния в современных САПР (КОМПАС-3Д, SolidWorks, AutoCAD), вычислительной гидро- и газодинамике (Flowvision, ANSYS).
Исторически сложившаяся тесная связь кафедры с ведущими предприятиями отрасли гарантирует высокое качество обучения и трудоустройство выпускников. Студенты проходят учебные, технологические, научно-исследовательские и преддипломные практики на ведущих машиностроительных предприятиях, научных организациях, на газокомпрессорных станциях ПАО «Газпром».
Помимо учебной, кафедра ведёт большую научно-исследовательскую работу совместно с государственными и коммерческими предприятиями (Российский фонд фундаментальных исследований, Министерство образования и науки, ПАО «Газпром», ЗАО «НПВП Турбокон», электростанции ООО «Газпром энергохолдинг»).
Основные направления научно-исследовательской работы кафедры: исследование газодинамических и тепловых процессов в турбомашинах и других элементах энергоустановок, исследование напряженного состояния, вибраций оборудования, участие в разработке высокотемпературных энергетических установок, теплоутилизаторов, другого теплообменного оборудования.
Результаты научно-исследовательских работ кафедры экспонировались на всероссийских и международных выставках, награждены дипломами и медалями.
К проводимым на кафедре и в научно-исследовательской лаборатории работам всегда привлекаются талантливые и любознательные студенты, что даёт им возможность получать не только уникальные теоретические и практические знания, но и значительную прибавку к стипендии. Студенты, успешно обучающиеся на кафедре «Тепловые двигатели и гидромашины» и участвующие в научно-исследовательских работах, получают именные стипендии Президента РФ, Сбербанка России, Правительства Калужской области, ЗАО НПВП «Турбокон», стипендии им. К.Э.Циолковского, А.Л. Чижевского и др.
Благодаря широкой фундаментальной подготовке по теплотехнике, гидравлике, газодинамике, вычислительной технике и системам автоматизированного проектирования, выпускники кафедры находят применение своим знаниям, умениям и навыкам: