Что такое научный стиль речи

Одним из важных навыков, которым студентам приходится овладеть за годы обучения, является способность выражать свои мысли как устно, так и письменно. Это оказывается полезным и после окончания ВУЗа в самых разных сферах деятельности.

В процессе написания курсовых работ, отчетов по практикам и научных статей руководители часто делают обучающимся замечания, связанные со стилем изложения. И возникает вопрос: «А какой же стиль нужен?»

Оказывается, существует специальный стиль речи для написания материалов о проводимой научной деятельности. Характер изложения текста, конечно, зависит от отрасли науки, но в целом научный стиль имеет ряд общих черт, что даёт возможность говорить о его специфике.

Каковы его особенности? Если обратиться к специализированным источникам, то можно найти следующие:

  • предварительное обдумывание высказывания;
  • монологический характер;
  • строгий отбор языковых средств;
  • тяготение к нормированной речи.

Как это понимать неспециалисту по филологии, в частности, будущему инженеру? Это означает, что надо:

  • стремиться к логичности изложения;
  • добиваться краткости повествования, не теряя информативности;
  • стараться применять терминологию, присущую выбранной сфере;
  • исключать обороты, не несущие смысловую нагрузку.

Т. е. автор должен преследовать цель объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности, сохраняя насыщенность содержания в точных, сжатых и однозначных формулировках.

В научном труде не следует использовать образные средства языка: метафоры, эпитеты, художественные сравнения, пословицы и т. п. Не принято выражать свои эмоции по поводу излагаемого материала. Не рекомендуется использование авторских «я», «мы».

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами, которая обычно составляет 15-25 % общей лексики, использованной в работе.

Для связи частей текста используются слова, словосочетания и предложения, указывающие на:

  • последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.);
  • на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.);
  • на причинно-следственные отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.);
  • на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.);
  • на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).

Давайте посмотрим пример преображения текста из обычного разговорного в научный. Сравните:

Мне надо было обосновать выбор СУБД для курсовой работы. Я нагуглил кучу ссылок с описанием возможностей СУБД. Там столько лишних слов! Я надергал кусков из первых трех.

Или

На основании проведенного анализа информации с сайтов разработчиков СУБД для реализации проектируемой информационной системы была выбрана система управления базами данных.

К научному стилю речи прибегают не только при написании статей. Круг его использования достаточно широк:

  • так называемые первичные жанры (написанные впервые): 
    монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт;
  • вторичные тексты (составленным на основе уже существовавших):
    реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация;
  • учебно-научные материалы:
    лекция, семинарский доклад, курсовая работа, дипломный проект, реферативное сообщение.

Как видите, научный стиль имеет свою специфику, однако он не так сложен в освоении, при этому может употребляться не только при написании диссертации. Имеет смысл взять его на вооружение и применять во многих сферах жизни.

Полезные ресурсы