Современные студенты сталкиваются с оформлением списка использованной литературы уже с первых лет обучения в вузе. Для многих это нечто скучное, бесполезное и даже противное. И процесс оформления превращается в препятствие. Так ли страшен на самом деле список литературы, и какую функцию он исполняет? Рассмотрим всё по порядку.
Во-первых, подобный перечень является неотъемлемой частью любого исследования. Рефераты, курсовые проекты, выпускные квалификационные работы, отчеты по НИР, диссертации – это всё исследования, которые проводят студенты. Разумеется, это делают не только обучающиеся, но и все причастные к науке. Считается, что таким образом исследователь может продемонстрировать свой кругозор, степень фундаментальности проработки темы, её качественный уровень.
Научная деятельность основана на ознакомлении с уже существующими решениями в выбранной сфере. Даже если вы изобретаете принципиально новый способ, метод, устройство, то раньше уже что-то существовало. Пусть конкретно эту проблему не решали именно таким способом. Но были какие-то методы, которые можно применить к вашей задаче. Это значит, что в любом случае вы должны начинать свое исследование с поиска и анализа материалов.
Дело в том, что перечень литературы должен отражать полную и однозначную информацию о книгах, журналах, интернет-сайтах и других проектах, которые были процитированы в исследовании или на них были сделаны ссылки. Часто заголовки статей могут быть схожими, имена авторов – совпадать, монографии и учебники – носить одинаковые названия. Один и тот же автор в разных изданиях одной и той же книги может приводить разные факты или детали. Читатель должен иметь возможность найти те источники, на которые указывает автор, например, чтобы изучить самостоятельно, что-то уточнить или убедиться, что правильно понял работу.
В нашей стране существуют ГОСТы на оформление библиографических ссылок, библиографических записей и др., за рубежом есть свои системы оформления списков литературы (например, гарвардская или ванкуверская).
Для авторов научных публикаций есть и другая сторона корректного упоминания чужих исследований – научное цитирование. Благодаря ссылкам в трудах коллег, имена и разработки ученых становятся известны более широкому кругу профессионалов, находят свое распространение и применение, ложатся в основу новых изобретений и открытий.
Как правило, сложности возникают из-за незнания требований к списку источников. Каждое издательство, принимающее результаты исследований для опубликования, предупреждает своих авторов о том, каких именно стандартов и правил оформления следует придерживаться. Учебные заведения и преподаватели также сообщают студентам правила оформления.
И, казалось бы, все просто – следуй правилам.
Но тут вступает в действие человеческая психология. Кому-то кажется лишним копаться в деталях: точки, запятые, тире и т.д. Кто-то, изучив один прием оформления списка, не хочет переключаться на другой подход, диктуемый следующей организацией. Да и вовсе не хватает терпения уделять внимание кажущемуся «ерундой» процессу.
Обратите внимание, что под правилами оформления списка литературы подразумевается не только внешний вид самого перечня или его заголовка, но и каждой записи в нем. Авторефераты, материалы конференций, статьи в печатных и электронных изданиях, монографии, учебники, патенты и пр. – каждый будет иметь свои нюансы оформления.
Самое главное – терпение и внимание. Помните, вы проделали большую исследовательскую работу! Вам осталось только преподнести её результаты общественности в понятной форме. Немного усилий, и вас ждет успех!