«Мы все из МЭИ!»

Автор: Надежда Рейхерт · 13 февраля, 2024

Сегодня мы поделимся с Вами историей семьи, которая уже в третьем поколении идёт по научному пути!

Профессор Олег Ошеревич Мильман родился в 1938 году. Окончил Киевский политехнический институт в 1962 году и аспирантуру Московского энергетического института в 1969 году. Доктор технических наук (1986 год), специалист в области тепломассопереноса. Сегодня Олег Ошеревич президент ЗАО НПВП «Турбокон», преподаёт на кафедре МК3 «Тепловые двигатели и гидромашины» КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана и в КГУ им. К.Э. Циолковского, имеет почётные звания и награды: премия АН СССР им. И.И. Ползунова (1987), почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (1991), Государственная премия РФ в области науки и техники 2003 года (Указ от 9 сентября 2004 года № 1154), Премия Правительства РФ в области науки и техники 2023 года (распоряжение Правительства РФ от 23 ноября 2023 г. № 3318-р), медали «За заслуги перед Калужской областью» (2006), «Ветеран труда» (1990), «300 лет Российскому флоту».

Дочь Мария Олеговна Корлякова (Мильман до замужества) родилась в 1969 году. Окончила КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана в 1992 году, специальность «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», и аспирантуру МЭИ в 1998 году. О своём выборе специальности рассказывает:

Я искренне собиралась поступать на кафедру турбиностроения, поскольку родители оба из этой отрасли, защищались в МЭИ и работали на Калужском турбинном заводе. А они убедили пойти на ЭВМ: «Девочкам же лучше на ЭВМ!». И так получалось, что учиться было невероятно интересно. А в аспирантуру поступила, уже понимая, что мне всё это важно.

В настоящее время Мария Олеговна кандидат технических наук, доцент кафедры ИУК3 «Системы автоматического управления» КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, наставник студентов-победителей Всероссийских олимпиад по программной инженерии и искусственную интеллекту, специалист по интеллектуальным системам управления и машинному обучению. Секрет успешного научного пути Марии Корляковой: «В «научном поиске» не только положительные результаты важны. «Отрицательный» результат – это ещё одна новая сторона явления. Мне просто интересно». Молодым учёным она советует читать статьи «коллег-конкурентов», поскольку это очень стимулирует.

На вопрос о том, стоит ли прививать любовь к науке с детства, Мария Олеговна отвечает: «Любовь» не совсем адекватно описывает отношение к науке. Решение задач – интересно. Решение сложных задач – очень интересно. Вряд ли можно говорить об этом в терминах «любовь». Есть дети, которым нравится решать задачи. Вероятно, им же нравится решать задачи в «науке».

Я родилась, когда мои родители учились в аспирантуре МЭИ. Познакомилась с супругом, когда сама училась в аспирантуре МЭИ. Наша старшая дочь появилась на свет, когда мы учились в аспирантуре МЭИ! Мы все из МЭИ! Вероятно, пересечение науки и семьи для нас – это неизбежность, поскольку очень много «науки» кругом. Оно как-то само собой всё время пересекается. Периодически, нужно сделать что-то очень срочно, например, в последний день сдачи статьи на конференцию, и семья тихо переходит в режим «все пишут мамину статью»
Мария Олеговна Корлякова, к.т.н., доцент кафедры ИУК3

Ассистент кафедры ИУК3 Екатерина Юльевна Корлякова, дочь Марии Олеговны, родилась в 1995 году. Екатерина примерно за два дня до подачи документов в университет поставила маму перед фактом, что будет поступать на её родную кафедру. «Это был сюрприз. Пришлось работать», – вспоминает Мария Корлякова.

Екатерина Юльевна окончила бакалавриат на кафедре ИУК3 в 2020 году, тогда же поступила в магистратуру и пошла на стажировку в компанию «Cognitive Pilot», где решала исследовательские задачи, связанные с автопилотированием, автоматизацией, обработкой сигналов с датчиков и компьютерным зрением. «Развивать тягу к познанию и любопытство можно с детства, – считает Екатерина Корлякова, – И школа, и вуз не только вкладывают в голову базовые знания по тем или иным предметам, но учат именно думать». На вопрос, как не бросить на полпути непростое занятие наукой, она отвечает:

Нобелевских лауреатов на единицу народонаселения учёных процент ничтожно мал. Как и, к примеру, обладателей Оскара. Думаете, остальным актёрам стоит отказаться от съёмок? Но с наукой всё ещё лучше. Процесс познания интересен сам по себе и, однажды начав, остановиться сложно

Совет молодым учёным от Екатерины Корляковой: «Развивайтесь! И не только в своей узкой теме. Ответы на самые трудные вопросы можно подсмотреть у природы, общества или сказок».

Фото: Мария Корлякова

Полезные ресурсы
Полезные ресурсы